На повестке дня у меня сегодня обзор Bright Idea Deck или Таро Блестящей Идеи. Хочу заметить, что слово Таро фигурирует лишь в русскоязычном переводе, а по факту ни одного упоминания о том, что эта колода относится к Таро, вы ни на коробке, ни в сопроводительной книге не найдете. И даже более того: здесь даже нет ни единого упоминания о мастях и рангах Придворных карт. Всё это сделано специально, поскольку автор — Mark McElroy — позиционирует своё творение как творческий инструмент для мозгового штурма (отсюда и название «Блестящая Идея»!).
История знакомства
Небольшой оффтоп о моём личном знакомстве с колодой. Впервые я увидела её обзор где-то в англоязычном интернете году в 2017 (сама колода вышла в 2005 и больше не переиздавалась), но уже тогда оригинал было днём с огнём не сыскать, а если и попадались изредка экземпляры на ebay, то за какие-то баснословные для меня на тот момент деньги. Несколькими годами позже я купила реплику этой колоды, но, буду с вами честна — репринты я не люблю из-за толщины карт, проблем с ламинацией, да и в целом нет у меня от них ощущений как от оригиналов, поэтому сейчас ни одной реплики в своем арсенале я не имею.
И вот совсем недавно мне просто невероятным образом повезло найти оригинал (и даже запечатанный!) на авито. Точнее, повезло вдвойне, так как у девушки-продавца оказалась и ещё одна оригинальная (но уже открытая и немного использованная) колода, которую я тоже у неё и забрала, но уже за полцены. Так что счастью моему нет предела, ведь не каждый день сбываются мечты восьмилетней давности)))
Основные особенности колоды
А теперь возвращаемся к сути. Если кратко, то основной посыл колоды — сохранить структуру Таро, но подать её в современном ключе, чтобы пользоваться ею мог человек, вообще никак не связанный с миром эзотерики. И вот тут я начинаю петь дифирамбы! Я видела и держала в руках огромное количество колод, претендующих на раскрытие Арканов в современном ключе, но ни одна из них даже рядом не стояла с Bright Idea Deck. Сейчас объясню почему.
При отсутствии привычных названий и мастей, при абсолютно современных сюжетах, в деталях изображений мы всё же находим очень важные ключи, особенно в Старших Арканах, которые здесь именуются Козырями. Вот он бычок-Алеф на Аркане 0 («Свобода»), вот меркурианские сандалии на герое Аркана I («Возможность»), вот красная дверь (Далет) позади Императрицы (простите, здесь это карта называется «Забота» или «Воспитание»), а вот — стоматолог, заглядывающий вам в рот и видящий больной зуб, требующий удаления на карте XX (а Эон находится на пути Шин, что в переводе как раз и есть «зуб»!). Единственный минус для кроулианцев — то, что Цадди тут всё-таки Звезда (на это намекает рыболовный крючок на иллюстрации Аркана).
Старшие Арканы
Старшие Арканы имеют фиолетовую рамку и непривычные названия, которые, тем не менее, дают дополнительную почву для размышлений. Они характеризуют, по словам автора, методы, мотивации и влияния. Ниже я привожу их список:
0 — Свобода
I — Возможности
II — Интуиция
III — Воспитание
IV – Авторитет
V — Руководство
VI — Страсть
VII —Продвижение
VIII — Баланс
IX — Опыт
X — Удача
XI — Смелость
XII — Перспектива
XIII — Проход
XIV — Синтез
XV — Тень
XVI — Снос (Демонтаж)
XVII — Оптимизм
XVIII — Фантазия
XIX — Энергия
XX — Экспертиза (Осмотр, проверка)
XXI — Целостность
Глядя на каждое изображение, в голову приходят интересные мысли.
Вот, например, Аркан XIV Синтез.
Старушка в кресле-качалке закончила лоскутное одеяло. На полу валяются строительные инструменты, которые ей, судя по всему, для этой работы не понадобились. Это о том, что для достижения цели очень важно подобрать именно подходящие средства и методы — только тогда результат порадует. Микроскопом забивать гвозди, при желании, конечно, можно, но молотком это получится быстрее и эффективнее. При этом кресло-качалка напоминает о том, что в этом Аркане у нас всё идёт медленно, плавно. А красно-жёлтые цвета лоскутков одеяла намекают на гармоничное соединение противоположностей, превратившихся в единое целое. Кстати, на них мы видим значки всех четырех стихий и знак Стрельца, который является астрологическим соответствием XIV Аркана.
А теперь посмотрите на этого Дьявола!
Интерпретация XV Аркана как Тени — идея не новая. Но как великолепно обыграна! Все мы в течение жизни надеваем на себя какие-то маски и играем разные роли, но когда ты посмотришь на самого себя без прикрас, то, что увидишь в зеркале, намертво прикованном к твоей руке? Твоя тень всегда с тобой, потому что она — часть твоей глубинной природы. Зло — всего лишь обратная сторона добра, как и тьма — обратная сторона света. Без одного не было бы другого. И неспроста герой сидит в пещере, ведь Дьявол — это Козерог, земной знак, и пещера — очень подходящее для него пространство. А глаз на обратной стороне зеркала — отсылка к букве Айн, что в переводе означает «глаз».
И вот в таком духе выполнены все Старшие Арканы.
Младшие Арканы
В Младших Арканах, которые разделены на 4 группы по цвету рамки (красный — действия, желания, цели, намерения; синий — эмоции, восприятия, интуиция, реакции, предрассудки; желтый — решения, логика, стратегии, ответы, суждения; зелёный – материальные ресурсы, пять чувств, физические объекты, окружающая среда), мы находим явные и скрытые отсылки к астрологическим соответствиям. И они не просто размещены где-нибудь на фоне, а находятся ровнехонько на тех объектах, которые символически с этими планетами или знаками прямо или косвенно связаны, либо поблизости от них.
Пример: 10 Красного цвета (по-нашему 10 Жезлов) — название Истощение.
На иллюстрации мы видим несчастного офисного работника, стол которого завален огромным количеством документов, которые ему, по всей видимости, предстоит разобрать. Сам работник цепями с огромным замком прикован к своему стулу. Позади на заднем плане мы видим часы, показывающие почти 8 вечера. Значок Сатурна, как ограничивающей силы, нарисован на той самой коробке с бумагами, а знак Стрельца начерчен на одном из документов, а Стрелец, как известно (в отличие от тех же Близнецов, которые просто собирают и анализируют информацию), задумывается, для чего она, стремится к расширению горизонтов, вычленяет главный смысл. Т.е. тут мы сразу понимаем, что эту кипу документов нашему герою предстоит не просто разложить, а именно прочесть, осмыслить!
Или взгляните на 4 синего цвета (4 Чаш).
Астрологическое соответствие Луна в Раке. Карты называется «Беспокойство» или «Неугомонность». Иллюстрация переносит нас на пляж. У кромки воды увлеченно играют на песке дети. На переднем же плане стоит мальчик в надувном круге и с ведерком. Он явно хочет присоединиться к играющим сверстникам, но ему не позволяет мама, судя по всему, преподающая в данный момент урок о безопасности нахождения на воде. Луна у нас изображена в виде узоров на надувном круге. А где же значок Рака? А это крабик, ползущий по песку!
Ну и так, мельком: 8 Жёлтой масти — знак Близнецов как двойственности положения на входе в лабиринт, и значок Юпитера как удачи на выходе из него; 5 Зелёной масти — Телец на камнях пещеры как символ тяжести земной масти и Меркурий около человека, предлагающего выход; 6 Красной масти — зодиакальный Лев на постаменте победителя, и Юпитер на спине одного из толпы как символ расширения и успеха.
Но и это не все секреты колоды. Дело в том, что абсолютно на все сюжеты Числовых карт мы можем посмотреть со стороны каждого из героев, тем самым увидев различные смысловые пласты (в том числе и теневые!). Но и это ещё не всё: на каждой карте мы всегда найдем (если хорошенько подумаем!) как минимум один (а как максимум несколько) путей выхода из этих самых ситуаций. Поэтому своё название «инструмент для мозгового штурма» колода несомненно заслуживает.
Чтобы понять, о чем я говорю, давайте снова вернемся к 4 Чаш.
О чем традиционно говорит нам этот Аркан? Занудную лекцию устраивать не буду, краткость — сестра таланта: про эмоциональную стабильность и про состояние, когда источников эмоциональных удовольствий становится так много, что больше в нас уже не лезет, отчего начинается тоска и скука, и мы ищем чего-то иного. И в то же время в этом Аркане всегда есть роскошь аки возможность «есть каждый день свой любимый торт».
Так вот пляж, море, песок, чайки — вполне себе бескрайний источник эмоционального удовольствия. Как и игры детей на заднем плане, которые, судя по всему, ни фига не устали, бодры и веселы. Вот вам один смысл. А мальчику нашему банально скучно стоять и слушать нравоучения своей мамы — и вот вам второй смысл той самой скуки, тоски, пресыщения, желания заняться чем-то ещё (может поплавать, а может – со сверстниками поиграть!). Да и сама мама выглядит здесь, честно говоря, совершенно лишней (в деловом костюме и туфлях да на пляже!), как тот четвертый кубок на Аркане Уэйта. Вот вам и третий смысл.
И, конечно же, я не могу упустить из виду Луну в Раке. Из своих совсем уже не скромных астрологических познаний и личного опыта (да-да, моя Луна как раз там!) добавлю, что люди с Луной в Раке эмоционально привязываются к каким-то важным моментам своей жизни, бережно хранят их в памяти, проносят сквозь года все эти эмоции. Вкус пирожков, которые пекла бабушка, первое романтическое свидание на крыше, глаза бездомного котенка, когда ты взял его — мокрого, грязного — на руки, и услышал стук его маленького сердечка….И этот мальчик, который сейчас с такой тоской смотрит на сверстников, спустя много-много лет, когда его мамы не станет, по-любому будет вспоминать и этот день, в который он, может быть, впервые увидел настоящее море, и слова своей мамы, и то, как нелепо она выглядела в этом деловом костюме посреди пляжа. Кстати, не забываем, что Луна связана с матерью, поэтому есть здесь еще и один (уже пятый?) смысл: иногда нам кажется, что мы эмоционально пресыщены поведением кого-то из близких людей (мамы, мужа, брата, друга), но, тем не менее, сохраняем с ними тесную связь, что вполне в духе четверок (и связь эту может символизировать надувной круг, который мальчик надел, хотя всё еще стоит на песке).
Еще деталь — пустое ведерко. Казалось бы, кругом песок и вода – ты можешь наполнить его чем угодно! Но в ведре пусто, и, возможно, наш герой как раз и ищет, чем бы его заполнить. Как и все мы порой в 4 Чаш ищем, чем заполнить нашу брешь в душе, хотя вокруг источников эмоциональных удовольствий хоть отбавляй…
Ну а мама, вернемся к ней. Неспроста же её тут нарисовали! На время забудем, что она тут может быть лишней (на что я намекала в другом смысловом пласте) и подумаем, что же ещё о ней можно сказать. С одной стороны, она предостерегает сына, показывая, что море (читай — избыток эмоциональных удовольствий) может быть опасным. С другой: судя по выражению её лица, ей и самой всё это уже порядком надоело. А ведь стоять под палящим солнцем в деловом костюме, когда каблуки вязнут в песке — то ещё удовольствие, согласитесь? Но разве не так зачастую поступают гламурные люди, живущие в роскоши, которые даже вынести мусор не могут без укладки волос, косметики и парадно-выходного костюма?
А ведь здесь ещё есть чайки, символизирующие выход – дать себе свободу! Перестать слушать нравоучения и нырнуть в воду! Снять неуместный костюм и неудобные туфли и пройтись босиком по песку…Или присоединиться к играющим сверстникам вместо того, чтобы тупо стоять на берегу, разрываясь между противоречивыми желаниями, но не делая ни шагу ни в сторону воды, ни в сторону игр с песком.
Короче, ребята, я сейчас закопаюсь! И это всего один-единственный Аркан!
Справедливости ради, вернусь к уже упомянутой 10 Жезлов, чтобы показать, что и в ней есть ключик для выхода.
В буквальном смысле – это ключ, лежащий на столе позади всей этой кипы документов. И наш герой способен освободить себя от оков самостоятельно — просто скинув эти документы на пол. Как и в жизни: когда мы взвалили на себя неподъемный груз ответственности, из-за чего чувствуем себя прикованными к земле, у нас есть два выхода: тратить своё время (часы на стене, часы на руке), продолжая заниматься делом, у которого ни конца, ни края, либо послать всё на три буквы и сбросить с себя этот груз. Кстати, говоря, вполне возможно, что и делом-то наш герой уже не может полноценно заниматься — карандаш валяется рядом, а удрученное выражение лица намекает, что процесс не приносит ему никакого удовольствия.
А ведь тут еще есть окно, за которым маячит свобода от офисного рабства! Его можно открыть, если удастся освободиться от цепей. Или разбить и выпрыгнуть оттуда вместе со стулом. Вот только мы не видим, на каком этаже находится офис. Впрочем, порой 10 Жезлов вполне реально доводит не только до энергетического истощения, но и до самоубийства. Вот вам и тень.
Я могла бы ещё долго писать и показывать Младшие Арканы этой удивительной колоды, но тогда у меня, как у этого несчастного из 10 Жезлов, просто не останется сил на Придворные. Поэтому просто покажу мои самые любимые Числовые карты, которые пробуждают больше всего ассоциаций. Прошу прощения, что изображения беру из галереи, а не фоткаю колоду самостоятельно — обзор пишу ночью, и сделать хорошие фото при искусственном освещении просто не получится.
Придворные Арканы
Ну а теперь настало время Придворных карт. В колоде Блестящая Идея вы не найдете привычных Пажей, Рыцарей, Королев, Королей или Принцев с Принцессами. Здесь у нас есть Обучение, Чувство, Действие и Контроль. Как нетрудно догадаться, Действие — это примерно то же самое, что привычный нам Огонь (кто относит к огненной стихии Королей — для вас это будут Короли, кто считает Огнем Рыцарей — для вас это будут соответственно Рыцари). Обучение — на мой взгляд, это Земля, т.е. Пажи или Принцессы. Чувство — Вода и Королевы. И, наконец, Контроль — Воздух: для меня (как и для всех кроулианцев) к Воздуху относятся Принцы, но у вас могут быть свои ассоциации с Королями или Рыцарями в зависимости от той системы, в которой вы работаете. Но я бы крайне не рекомендовала пытаться проводить прямые аналогии, поскольку эта колода порой даёт какие-то уникальные инсайты, свойственные конкретно ей.
Что мне очень нравится? Что сюжеты такие же многослойные и отражающие в том числе и теневые стороны.
Посмотрите на карту «Обучение» зелёной масти. Она называется «Подготовка».
Девушка (возможно, это всё-таки длинноволосый парень, но мне видится девушка) едет на моноколесе, одновременно читая книгу, судя по обложке, об устройстве этих самых моноколёс. И всё тут прекрасно — это практика, подкрепленная теорией. Но вот беда — на её пути огромный камень, о котором в этой книге вряд ли что-то написано. И если она вовремя не отвлечется от чтения, то стопудово налетит на булыжник и получит травму. На какие мысли наводит? Меня лично на такие: знания, которые ты применяешь на практике — это полезно, но ничто не заменит реальный опыт, а он не всегда бывает положительным. И порой нам приходится набить не одну шишку, чтобы стать настоящим профессионалом. А ещё — даже те, кто много знают, порой допускают ошибки из-за невнимательности или беспечности (это как за рулем авто по телефону разговаривать). Ну и интересен сам пейзаж: позади горы и холмы, и наша героиня, судя по траектории движения, уже спускается вниз, а значит, наверху она уже побывала. Да и в целом холмистая местность намекает на подъемы и спуски, которые неизбежно будут на пути любого изучения, и не важно, о чем именно идет речь. Ну а птицы (снова птицы!) навели меня на мысль, что даже рожденный ходить по земле иногда может нехило так «полетать» (что, скорее всего, и произойдёт с нашей героиней, если она вовремя не переведет взгляд с книги на дорогу).
Ну давайте ещё одну карту, и всё, буду заканчивать! Сто лет не писала текстовых обзоров, поэтому разошлась, уж простите!
И пусть финальным Арканом будет Чувство желтой масти (условно Королева Мечей).
На иллюстрации мы видим женщину, которая с закрытыми глазами играет на пианино. Нот перед ней нет, она играет по памяти. Карта называется «Способность». И да, на первый взгляд, это действительно уникальная творческая способность, чувство ритма, умение чувствовать инструмент, и даже способность держать в памяти ноты нужной композиции (она помнит всё!). Но всё ли здесь так просто? Конечно же, нет! Если бы всё было просто, я бы не полюбила всей душой эту колоду. Как вы думаете, почему именно пианино, а не какой-то другой инструмент? Да потому что у него черные и белые клавиши, а значит, наша героиня, разделяет всё на чёрное и белое и точно знает, в какой момент какую из этих клавиш нужно нажать. Не перекликается ли это с определенными характеристиками Королевы Мечей? А ещё обратите внимание на задний план: по идее там должны быть какие-то слушатели, но вместо них мы видим только разноцветную дымку. Я думаю, это про то, что нашей героине абсолютно наплевать на мнение окружающих — она играет для себя.
Выводы
Я бы могла добавить ещё многое, но уже не буду. Возможно, со временем я запишу материалы по всем картам этой замечательной колоды и выложу у себя на сайте. Пока же для общего обзора, думаю, этого будет достаточно. Поэтому в завершении своего монолога скажу пару слов о книге (кстати, довольно толстой, на английском языке), которая идет вместе с колодой. В ней вы не найдете описания символики и каких-то строгих значений карт — автор очень изящно дает небольшие подсказки, намеки и множество наводящих вопросов, которые вы можете себе задать, исследуя каждый Аркан. Это своего рода необходимый толчок к мозговому штурму, для которого и была создана Блестящая Идея. А ещё в конце книги автор предлагает целых 50 идей креативного использования этой колоды, что кажется мне очень интересным.
Подводя итог, могу сказать, что Bright Idea Deck — отличная и глубокая колода, которой удалось сохранить структуру Таро, мягко уводя работающего с ней человека от любого эзотерического подтекста, но давая при этом все возможности для собственных безграничных ассоциаций. И мне действительно очень жаль, что она не приобрела большую популярность и не переиздавалась больше с момента первого выпуска, произошедшего почти 20 лет назад. Впрочем, ищущий да обрящет: наверняка, оригинал можно при желании разыскать у кого-нибудь из коллекционеров или купить с рук на наших или иностранных площадках типа авито и ebay. На крайняк могу подсказать, где купить реплику, хотя я их и не люблю. Но порой на безрыбье и рак, как говорится, сойдет. А я буду жадной, и оставлю у себя оба оригинала. Просто не смогу оторвать их от сердца.
Автор обзора: Виктория Котлярова (Mnemosyne). 2024 год.